80 лет назад не верили, что кино заговорило раз и навсегда

6 октября 1927 года, в Нью-Йорке компания "Уорнер Бразерс" представила первый звуковой фильм - "Певец джаза".

Главную роль в нем исполнил знаменитый джазовый певец Эл Джолсон. Его реплика, открывшего эру звукового кино, была у всех на устах: "Такого вы еще не слышали!"( You ain't heard nothin' yet!)

Свершилось неслыханное чудо: "великий немой" обрел голос, заговорил, запел!

"Певец джаза" режиссера Алана Кросланда был первой кинолентой, которую сопровождала не игра тапера, а музыка, записанная на граммофонных пластинках и синхронизированная с изображением.

Фильм имел огромный успех и принес компании прибыль в 3 500 000$.

Первый советский звуковой художественный фильм - "Путёвка в жизнь" режиссера Николая Экка (1931).

В те дни никто не догадывался, к чему приведет этот технический фокус. Большинство кинематографистов приняли его за недолговечную сенсацию, которая быстро утратит интерес. Самым талантливым режиссерам звук показался совсем нежелательным.

Он только мешал им, подрывал блестящие средства выразительности немого фильма.

Эйзенштейн, Пудовкин, Александров выступили с целой декларацией, ограничивающей применение звука в кино. Чаплин продолжал работать над немым фильмом "Огни большого города", допустив в него только музыкальное сопровождение собственной композиции.

Преимущественное производство немых фильмов продолжалось ещё как минимум год, звуковые фильмы стали преобладать на экранах США лишь в 1929 году.

У киностудий были свои причины не доверять звуковому кино. Производство фильмов стоило дорого, и кинокомпании хотели быть уверенными, что их затраты окупятся. Немые фильмы были популярны во всем мире именно потому, что действие изображалось средствами пантомимы. Несколько коротких титров нетрудно было перевести, если показывать фильм за границей. Киностудии боялись, что заморские зрители отвернутся от своих экранных любимцев, если те заговорят на непонятном языке.

Были и технические сложности. Первый кинопроектор для звукового кино вращал отдельно катушку с пленкой и пластинку со звуком. При этом существовала опасность случайно поставить не ту пластинку. На съемках микрофоны прятали на площадке, и актерам приходилось держаться поближе к ним, что сковывало их игру.

Среди артистов были как победители, так и неудачники. Героям с писклявыми голосами и героиням с тусклым тембром голоса пришлось уйти. Например, Бастер Китон, гениальный комик начала века, не смог приспособиться к звуковому кино и исчез с экрана.

Бланш Свит, знаменитая актриса немого кино, также не смогла приспособиться к нововведению и, появившись всего в трех звуковых картинах, ушла из кино.

Понадобился более естественный стиль игры, и многие звезды мирового кино, которые были прекрасными мимическими актерами, уже не соответствовали новым требованиям. С другой стороны, перед певцами и танцорами открылись огромные возможности. 30-е годы стали звездным часом Голливуда. К концу 20-х гг. XX века всё американское кинопроизводство окончательно перебралось в Лос-Анджелес. За три года благодаря звуку в кинематографе появились такие жанры, как гангстерский фильм, фильм ужасов, вестерн, в которых речь персонажей чередовалась с выстрелами, визгом автомобильных тормозов и гортанными выкриками нападающих индейцев.

Добились популярности также мультипликация, фантастика и мюзиклы.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации и открытых источников