Десятилетие "дурного вкуса"

Именно в 1970-е гг. высокая мода стала превращаться в средство рекламы парфюмерных и аксессуарных линий, приносивших основной доход. Элита выбирала готовую одежду модных дизайнеров и джинсы, а не наряды "от кутюр".

Джинсы стали символом направления "унисекс". Унисекс был очень популярен: не только "джинса", но и батники, трикотажные пуловеры и джемперы, отличавшиеся только размерами. Джинсы  же 1970-е гг. носили все, независимо от возраста и пола. Деним превратился в универсальный материал - из него шили не только одежду, но и шляпы, сумки, обувь, им обтягивали мебель и детские коляски, делали зонтики  и имитировали его фактуру в оправах для очков. Был особо популярен "тертый" деним - в СССР он был редкостью, а потому модницы в новых джинсах принимали горячие ванны (чтобы они "сели" по фигуре), а затем активно терли их пемзой. Не менее популярна была одежда из вельвета, сшитая по тому же принципу, что и джинсовая.

Самым популярным рисунком  в 1970-х стали цветы - набивные на ткани: мелкие, плотно заполняющие фон; вышитые на "крестьянских" блузах, жилетах, на дубленках (еще один хит десятилетия) и джинсах. Самым популярным фасоном - брюки-клеш и мини-юбки, а так же длинные "цыганские" юбки, собранные из воланов с различным цветочным рисунком, либо  макси-юбки из шерстяной ткани в клетку. По прежнему были очень популярны синтетические материалы, но для фольклорного стиля допускалось использование натуральных - ситца, льна, шелка. Была модна "ковбойская" тема - после вестернов со знаменитым в СССР югославским актером Гойко Митичем. Каракуль вышел из моды - он считался "старушечьим" мехом и его заменил мех кролика, а лисий мех шел на шапки - такие, какую носила героиня Барбары Брыльской в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!". Носили их, как правило, с дубленкой, отделаной длинным мехом ламы. Остромодной обувью была платформа и сапоги-чулки, а также сапоги- "казачок" с наборным каблуком, закругленным носом и мягким голенищем в гармошку. Из аксессуаров остромодными были большие полупрозрачные очки-стрекозы, непременно на цепочке, а так же браслеты и ожерелья из янтаря, дерева и пластмассы. Но самым модным украшением оставался золотой кулон на тонкой цепочке. Вообще, бытовало мнение, что "золота много не бывает" - были популярны даже золотые зубы, не говоря уж о кольцах-"недельках" и колечках, выглядевших как застежка-"поцелуйчик" у сумки.

В прическах подражали в основном - в СССР, по крайней мере - известной правозащитнице Анжеле Девис, носившей на голове шарообразную кудрявую гриву, а так же героиням Марины Влади и Маргариты Тереховой. Мужчины предпочитали длинные волосы. В моду вошли выщипанные брови а-ля 1930-е года, густые зеленые или голубые тени до бровей. 

Мужская мода 1970-х годов, во многом благодаря "Beatles", стала женственной - мелкие цветочки в ткани рубашек, жабо, вышивка, рюши. Кроме того, были очень популярны дубленки, брюки клеш с заниженной талией и большими ремнями, вельветовые пиджаки, футболки и пыжиковые/ондатровые шапки.

Вообще в СССР 1970-х годов сложился настоящий культ импортной одежды: не только джинсы, любой другой "импорт" доставали с огромной переплатой, выстаивали в огромных очередях, она была символом престижа: водолазки-лапша, кафтаны, нижнее белье, сапоги чулки, портфель-"дипломат" и т.д.

Особенностью 70-х гг. было одновременное сосуществование в моде множества стилей - ретро, этнического, классического, романтического, фольклорного, бельевого, спортивного, милитари, диско и т.д. Давайте рассмотрим некоторые особо значимые:

Ретро-стиль: апологет  - бутик "Big Biba", предлагавший  модную одежду в стиле 1930-х гг. и "ар нуво". У бутика был свой, "декадентский" стиль - платья и пальто в духе "Голливуда" и брючные костюмы "a'la Марлен Дитрих". Стиль стал популярен благодаря кинофильмам: например, клетчатые юбки в складку и береты - после "Бонни и Клайда" и т.д. Высокие платформы также были проявлением ретромоды. Особенно экстравагантными платформы были у поп-звезд - например, у Элтона Джона и группы "АББА". 

Фольклорный стиль - мотивы крестьянского костюма, этнической одежды (пончо индейцев, например). На волне увлечения "кантри" в 1970-е гг. стало всемирно знаменитым имя Лоры Эшли, выпускавшей "деревенские" наряды с романтическими оборками и рюшами с мелким набивным "староанглийским" рисунком. Стал популярен hand-made: вышивка, макраме, вязание крючком и на спицах, аппликация, пэчворк были модными занятиями, позволяя создать оригинальный костюм на фоне дефицита в СССР.      

Милитари - стиль был создан активным в 1970-х движением скинов, его основными приметами стали подтяжки, военная обувь, камуфляж.  Своя субкультура была создана и "жертвами" скинов - "растафара". Они носили афропрически с ямайскими косичками, использовали африканские амулеты как украшения. Надевали  кроссовки, вязаные свитера и бесформенные береты цветов национального флага Эфиопии: желтого, зеленого и красного. 

Во второй половине десятилетия сильное влияние на моду оказывала субкультура панков, протест которых против общества выражался в шокирующем внешнем виде - на основе эклектичного смешения second hand, черной кожи, футболок с призывами. В качестве украшений и пирсинга они использовали  унитазные цепи, булавки, рыболовные крючки, гильзы и лезвия бритвы. Делали невообразимый макияж и прически, раскрашенные в яркие цвета (наиболее популярной укладкой была "ирокез"). После хиппи именно панки оказали наиболее существенное влияние на моду. Идеологом "панк-стиля" считается Вивьен Вествуд.

Диско:  На волне популярности фильма "Субботняя лихорадка" с Дж. Траволтой, популярности ансамбля "АВВА" и знаменитого клуба "Студия 54", в моду вошел стиль "диско". Приметами его были: облегающие брюки из атласа, золотого и серебряного, ламэ, блестящие облегающие трико, несочетаюшиеся яркие краски. Использовались массивные сверкающие украшения, блестки, люрекс. Таким же был и макияж: блестки до бровей, яркими румяна и помада.

Эклектизм семидесятых проявился не только в том, что одновременно сосуществовало много стилей, но и в смешении разных стилей в одной модели - возник "диффузный стиль" (его ввел в моду Кензо), в 1990-е гг. превратившийся в тенденцию "сочетание несочетаемого". 

В конце 1970-х ведущие позиции в мировой моде заняли японские дизайнеры одежды. В 1977 г. в Синдикат высокой моды была принята Ханае Мори - первая не только среди японцев, но и модельеров неевропейского происхождения. Первым добился признания на Западе Кензо. Тщательно продумав стиль своих коллекций, он смешал японское с европейским: просторные свитера, прямые линии, широкие рукава, отказался от вытачек и застежек, предложив простые конструкции на основе кимоно. Кензо представил коллекцию в своем фирменном смешении рисунков и фактур: мелкий цветочный рисунок или клетка - с полоской. 

В 1970-е гг. отказы от эталонов и норм привели к тому, что их назвали "десятилетием дурного вкуса", хотя то, что в 1970-е гг. считали дурным, уже в следующей десятилетии стали считать классикой