Юбилейная "Пальма" на Лазурном берегу

Конкурсная программа 60-го Каннского фестиваля являет собой образчик юбилейной чинности. В ней почти нет молодых выскочек, а имена участвующих мэтров способны вызвать благоговейную дрожь у всех любителей кино. Примечательна она и тем, что сразу две картины российских режиссеров посоревнуются за "Пальмовую ветвь". Но в целом, тенденция осталась прежней: старое европейское кино уступает под натиском американского и азиатского.

Для начала немного статистики:

В основном конкурсе, который открывает первая англоязычная работа режиссера Вонга Карвая "Мои черничные ночи" заявлены следующие претенденты:

1. "Четыре месяца, три недели и два дня" ("4 Luni, 3 Saptamini si 2 Zille") - режиссер Кристиан Мунджиу (Румыния) 2. "Александра" - режиссер Александр Сокуров (Россия) 3. "По ту сторону" ("Auf der anderen Seite") - режиссер Фатих Акин (Германия-Турция) 4. "Дыхание" ("Breath") - режиссер Ким Ки Дук (Южная Корея) 5. "Доказательство смерти" ("Death Proof") - режиссер Квентин Тарантино (США) 6. "Импорт-экспорт" ("Import Export") - режиссер Ульрих Зайдль (Австрия) 7. "Изгнание" - режиссер Андрей Звягинцев (Россия) 8. "Скафандр и бабочка" ("Le scaphandre et le papillon") - режиссер Жюлиан Шнабель (Франция) 9. "Песни о любви" ("Les chansons d'amour") - режиссер Кристоф Оноре (Франция) 10. "Утренний лес" ("Magori no Mori") - режиссер Наоми Каваси (Япония) 11. "Мои черничные ночи" ("My Blueberry Nights") - режиссер Вонг Карвай (Гонконг) 12. "Нет страны для стариков" ("No Country for Old Men") - режиссер Джоэл Коэн (США) 13. "Параноидальный парк" ("Paranoid Park") - режиссер Гас Ван Сент (США) 14. "Персеполь" ("Persepolis") - режиссер Марджане Сатрапи (Иран) 15. "Обещай мне это" ("Promise Me") - режиссер Эмир Кустурица (Сербия-Черногория-Франция) 16. "Тайный солнечный свет" ("Secret SunshineE") - режиссер Чан Дон Ли (Южная Корея) 17. "Мягкий свет" ("Stellet Licht") - режиссер Карлос Рейгадас (Мексика) 18. "Тежели" ("Tehilim") - режиссер Рафаэль Надьяри (Израиль-Франция) 19. "Человек из Лондона" ("The Man from London") - режиссер Белла Тар (Венгрия) 20. "Старая любовница" ("Une vielle maitresse") - режиссер Катрин Брейа (Франция) 21. "Ночь - наше время" ("We Own the Night") - режиссер Джеймс Грей (США) 22. "Зодиак" ("Zodiac") - режиссер Дэвид Финчер (США)

Нетрудно подсчитать, что на юбилейную "Золотую пальмовую ветвь" претендуют сразу шесть заокеанских картин и четыре азиатские. Если сюда приплюсовать еще иранский и израильский фильмы, пять восточноевропейских работ, а также картину "По ту сторону", которая лишь номинально считается немецкой, то получается, что западноевропейское кино старой школы представлено на фестивале лишь четырьмя участниками.

Примечательно, что в конкурсную программу вообще не попали работы из Испании, Италии и Великобритании. Последней пришлось удовлетвориться внеконкурсным показом фильма Майкла Уинтерботтома (Michael Winterbottom) "Большое сердце", посвященного убитому в Пакистане журналисту Дэниелу Перлу, да должностью председателя жюри, которую занял создатель "Королевы" Стивен Фрирс.

Главы кинематографических ведомств этих стран уже поспешили выступить с комментариями о том, что отсутствие на каннском состязании их представителей вовсе не означает отсутствия достойных работ, но факт остается фактом.

Безусловно, даже независимо от результатов фестиваля, участие в основной программе сразу двух картин из России - огромный успех отечественного кино. Последний раз тандем российских режиссеров присутствовал в Каннах в далеком уже 1994 году, когда суду строгого жюри подверглись работы Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Но тогда молодой и дерзкий Квентин Тарантино со своим "Криминальным чтивом" легко отбил главную награду у всех именитых соперников.

В этом году ситуация примерно та же, но шансов на успех у Тарантино значительно меньше. Его картина "Доказательство смерти", отпочковавшаяся от совместного с Робертом Родригесом проекта "Грайндхаус", уже не является носителем духа перемен в кинематографе. Свидетельством потери интереса публики к картинам данного жанра является печальная прокатная судьба "Грайндхауса" на родине "великого и ужасного".

Что касается России, то внушительность ее "десанта" в Каннах подкрепляется председательством Павла Лунгина в жюри конкурса "Золотая камера" и участием картины россиянина Александра Кюгеля "Неосторожность" в противостоянии учебных фильмов.

Не менее интересной, чем конкурсные показы, частью биеннале станет демонстрация уникального кинопроекта, над созданием которого работали десятки известнейших режиссеров. Речь идет о коротких, не более трех-четырех минут, зарисовках, посвященных кинематографу в целом и Каннскому фестивалю в частности. Работы Эмира Кустурицы, Дэвида Линча, Такеши Китано, Романа Полански, Дэвида Крененберга, Вима Вендерса и многих других будут показын зрителям в разные дни кинофестиваля.

В его рамках также состоятся несколько мастер-классов для студентов и профессионалов киноиндустрии. Один из них проведет триумфатор церемонии "Оскар 2007" Мартин Скорсезе. Режиссер также намерен представить во время фестиваля свой фонд World Cinema Foundation, в задачу которого входит сохранение и реставрация кинематографических шедевров прошлого.

Что касается внеконкурсного показа, то наибольший интерес, помимо уже упоминавшегося "Большого сердца", вызывает премьера картины Стивена Содерберга "13 друзей Оушена". Стоит отметить, что Голливуд "баловал" предыдущие Каннские фестивали куда более внушительными проектами, которые по праву можно было считать главными хитами киносезона.

В 2003 году тогда еще всего лишь самый высокооплачиваемый актер Арнольд Шварценеггер представлял на Лазурном берегу "Терминатора 3", в 2005 Джордж Лукас устроил настоящую феерию на премьере своей "Мести Ситхов", а годом позже Рон Говард совместно с Томом Хэнксом позировали на фоне афиш "Кода да Винчи".

Логично было бы предположить, что, с учетом прокатного графика, юбилейный кинофестиваль почтят своим присутствием третьи "Пираты Карибского моря", но по какой-то причине создатели этой картины, очевидно претендующей на звание "главный фильм года", или устроители шоу не решились организовать ее премьеру именно в Каннах. Вполне возможно и потому, что американское представительство и без того является самым крупным, и показ даже вне конкурса столь ожидаемого фильма затмит все остальные события вместе взятые.

Делать прогнозы относительно возможных победителей 60-го Каннского кинофестиваля совершенно невозможно. Шансы основных претендентов равны настолько, что впору вспомнить старый олимпийский лозунг: "Главное - не победа, а участие".