Настоящий полковник

Фильм Зака Снайдера "300 спартанцев" был одним из самых ожидаемых проектов 2007 года. Красивая история о героизме, в основе которой реальные события древнегреческой истории, несколько приукрашенные и смягченные пластами времени, видеоряд, поражавший своей эстетикой еще на стадии трейлеров, все это буквально кричало о том, что фильм будет не просто блокбастером, а совершенно новым явлением кинематографа. В итоге после его просмотра возникло странное ощущение, что режиссер сделал все возможное, чтобы фильм превратился в банальную, но пафосную поделку.

Стоит сразу оговориться, что попытки иных историков или тех, кто себя таковыми считает, искать в фильме несоответствия заставляют всерьез задумываться о вменяемости этих граждан. Да, действительно, многие эпизоды фильма с точки зрения историографии могут выглядеть смешными.

Спартанцы и в самом деле тренировали своих молодых воинов отнюдь не на волках, а на захваченных в плен и обращенных в рабство противниках. Да, презрительное отношение к афинянам, которых сам Леонид в фильме называет "любителями мальчиков" выглядит несколько странным, так как именно спартанцы слыли в Элладе главными сторонниками крепкой мужской любви, что неудивительно, так как большую часть жизни им приходилось проводить исключительно в мужском коллективе, и подобные пристрастия не считались чем-то ненормальным.

Да, все неспартанцы в фильме выглядят людьми второго сорта, а враги царя Леонида как внутренние, так и внешние - невероятными чудовищами, мутировавшими до полной потери образа Божьего. Действительно размер армии Ксеркса сильно преувеличен, а представители африканской фауны, с которыми пришлось сражаться спартанцам, своим видом напоминают об известном телевизионном сериале "Прогулки с динозаврами".

Все это так, но данные претензии ни в коей мере не должны быть адресованы Снайдеру, который опирался вовсе не на исторические труды Геродота, а на обычный комикс автора "Города грехов" Фрэнка Миллера, который нынче модно именовать графической новеллой. Именно поэтому попытка анализировать фильм "300 спартанцев" с исторической точки зрения справедлива в той же мере, в какой и стремление доказать научную несостоятельность фильмов о "Бэтмане".

Надо отдать должное Снайдеру, точность с которой он воспроизводит на экране визуальные детали творения Миллера просто поразительна. И речь идет не только о раскадровке, но и облике главных героев, обмундировании, украшениях и даже наконечниках стрел. Ниже приведены пара оригинальных рисунков Миллера и кадров из фильма, дабы сравнение было более наглядным.

Однако, что касается смыслового наполнения комикса и диалогов персонажей, Снайдер по непонятным причинам подверг их серьезной коррекции. В произведении Миллера нет и десятой доли того свободолюбивого пафоса, которым режиссер наполнил его экранную версию. Царь Леонид Миллера говорит о законах Спарты, не позволяющих ее воинам отступать или сдаваться, о долге и чести, а царь Леонид Снайдера сотрясает Фермопильский проход речами о борьбе с тиранией и битве за свободу, для защиты которой он и его войны готовы не пожалеть живота своего.

Абсурдность таких речей, звучащих из уст одного из главных рабовладельцев древнегреческого мира, поддерживающего к тому же практику убийства младенцев, не соответствующих принятым в Спарте стандартам, нисколько не смущает Снайдера. Упорство, с которым режиссер вкладывает в уста своих героев призывы к защите свободы, отсутствующие в оригинальном комиксе, поистине удивительна.

Ну, о чем могут говорить перед бурной постельной сценой царь со своей царицей? Конечно, о свободе. Неудовлетворенный пророчеством оракула Леонид, вопрошает у обнаженной супруги, что же ему, как царю, теперь делать? И боевая подруга, пылая очами почище Фаросского маяка, советует ему поступить так, как поступают все свободные люди. И так далее.

Вообще развитие темы боевой подруги - это, пожалуй, самый главный режиссерский вклад в этот проект. У Миллера ее присутствие ограничивается лишь парой сцен, у Снайдера царица является вторым по значимости действующим лицом после Леонида, при этом ее поступки не укладываются даже во всем известные рамки женской логики.

Именно супруга хамит посланнику Ксеркса, а затем дает добро на его бессмысленное убийство, именно она, чтобы добиться высылки подкреплений, сначала отдается предателю, контролирующему совет Спарты, а затем убивает его, причем, не за предательство, а за то, что тот рассказывает об их связи. Всего этого великолепия в новелле Миллера нет и в помине.

Зачем Снайдеру понадобилось столь сильно утрировать "женскую" линию в фильме остается загадкой. Вполне возможно, ему просто захотелось немного разбавить сухость комикса мелодрамой в стиле "Гладиатора", но получилось настолько топорно, что даже природные данные актрисы Лены Хэди не в состоянии компенсировать это.

К слову, "Гладиатор" "проглядывает" в фильме до неприличия явно. Колышущиеся поля пшеницы, женщина в поле, обнимающая своего ребенка, но самое главное - это саундтрэк, местами являющийся почти точной копией "гладиаторского". Внимательный зритель не сможет не заметить, что заканчиваются "300 спартанцев" той же самой песней, что и фильм Ридли Скотта.

Еще один творческий вклад Снайдера - это невообразимые монстры, сражающиеся на стороне персов. Здесь режиссер явно использовал весь свой опыт по созданию "зомби-фильмов", накопленный ранее. Если у Миллера персы - это грозная и страшная в своей силе стихия, то у Снайдера это сплошные жертвы инцеста, прошедшие усовершенствование в лаборатории доктора Франкенштейна.

Но пожалуй главное разочарование вызывает тот элемент картины, который, по идее, должен был стать новым эталоном в своем жанре - батальные сцены.

Совершенно очевидно, что противостояние громадной армии Ксеркса и нескольких тысяч греков изображают около трех десятков статистов. Питеру Джексону в свое время удалось создать видимость грандиозных сражений с чуть большим количеством живых актеров, Снайдеру эта высота явно не покорилась.

Сцены боя, показываемые крупным планом, хаотичны до уровня "Волкодава", общие же планы напоминают выступление на сцене какого-нибудь китайского балета: много аккробатических трюков, красивых разворотов и артистических ударов, которые наносятся с поразительной неспешностью. Нарезка батальных сцен, представленная ранее в рекламных роликах, явно вобрала в себя самые яркие эпизоды, что есть в фильме.

Все объясняется довольно просто. Постановкой боев занимался Чад Стахелски, тот же самый эксперт, что готовил поединки для "Матрицы", "Ангелов Чарли" и "Ван Хельсинга". Но если в этих случаях немыслимые пируэты, все эти "эффекты пули" и прочие визуальные излишества смотрелись очень естественно, то в в "300 спартанцах" они явно выходят за грань разумного.

Стоит однако признать, что ни в одном фильме до этого зритель не видел столь качественного членовредительства в виде отсечения конечностей, голов, проникновения холодного оружия в человеческую плоть и фонтанов крови. Но это уже стоит отнести к заслугам художников и создателей спецэффектов.

А заслуги эти, несомненно, велики. Оформление видеоряда, хоть и не являющееся оригинальным (в таком же стиле были сняты вышедшие ранее "Город грехов" и "Небесный капитан и мир будущего"), выполнено безупречно. Гибель персидского флота абсолютно великолепна, гротескный волк, с которым сражается юный Леонид - бесподобен, танец девушки-оракула - завораживающий, да и уже упоминавшиеся выше персидские мутанты сделаны с душой. Очевидно, что "300 спартанцев" - явный претендент на "Оскар" в нескольких технических категориях на следующей церемонии.

Ну, и последнее - сами спартанцы. Они именно такие, какими мы их себе и представляем. Такого обилия накачанных мужских торсов, грозных взглядов, коротких и внушительных диалогов голливудский кинематограф еще не знал. В этом смысле "300 спартанцев" явно завоюют огромную симпатию женской части зрителей и дадут очередной повод дамам выдохнуть с тяжелой грустью: "Теперь таких мужчин нет".

В этой связи не может не радовать тот факт, что хороший актер Джерард Батлер уже демонстрировавший ранее свои бойцовские качества и вокальные данные, наконец, попал в актерскую категорию "А". Уже хотя бы за это явление нового "настоящего полковника" Голливуда Зак Снайдер заслуживает большой благодарности. Остальные комплименты за один из главных блокбастеров 2007 года адресованы не ему.