Голливуд по-русски: кино как реклама государства ("The Wall Street Journal", США)

January 9, 2008; Page D8

Сюжет - стопроцентно голливудский. Сексапильная дама-суперагент колесит по планете в погоне за хладнокровно-беспощадным террористом, заложившим ядерные заряды в четырех крупных городах мира. Кульминацией фильма становится их поединок в крепости где-то в Пакистане; в это время в ультрасовременном командном пункте начальники разведчицы нервно следят, как таймер отсчитывает последние минуты до взрыва.

Нет, это не очередной боевик Джерри Брукхаймера (Jerry Bruckheimer). Речь идет о российском фильме под названием 'Код Апокалипсиса', а его героиня Дарья - сотрудница ФСБ, преемницы КГБ. Командный же пункт авторы разместили на Лубянке - в реальном здании в центре Москвы, где некогда размещалась штаб-квартира наводившей ужас сталинской тайной полиции.

Генеральный продюсер фильма Сергей Баженов утверждает: его цель - вернуть в российское кино 'идеологию'. 'Мы не говорим, что события советского периода надо обелять, - отметил г-н Баженов в недавнем интервью. - Но многое сейчас искажается, и какое-то время кинематографисты делали что хотели, бал правила безыдейность. Результатом этого становились попросту антироссийские фильмы'.

Г-н Баженов возглавляет организацию под названием Фонд поддержки патриотического кино, собравшую 15 миллионов долларов для производства 'Кода Апокалипсиса'. В своем кабинете, увешанном красочными рекламными плакатами фильма, он утверждает: формирование прогосударственных настроений российским кино - дело вполне естественное. 'Как и гражданам любой страны, нашим людям свойственно врожденное чувство патриотизма', - отмечает он.

О патриотизме в России сегодня, похоже, говорят повсюду. По данным социологических опросов, 80% населения одобряет деятельность Владимира Путина - лидера, при котором страна уже семь лет переживает экономический рост (не без помощи высоких нефтяных цен), а ее влияние на международной арене снова усиливается.

Благодаря этому буму фортуна вновь улыбнулась и российскому кинематографу. В 1990-х отечественных фильмов делалось ничтожно мало, и кинотеатры мало что могли предложить зрителям, помимо голливудской продукции. Однако в последние несколько лет киноиндустрия в стране возрождается - особенно после того, как снятый в 2004 г. фантастический блокбастер 'Ночной дозор' доказал, что в России умеют снимать коммерчески успешные фильмы.

Фонд поддержки патриотического кино был создан в 2005 г. парой общественных организаций, представляющих ветеранов вооруженных сил и спецслужб. В его попечительский совет - который Баженов характеризует как 'лоббистскую группу', помогающую привлекать финансирование - входят заместитель директора ФСБ и несколько депутатов российского парламента. По словам г-на Баженова (раньше он работал на телевидении), его самого включили в совет как специалиста по финансовым вопросам.

Хотя фонд не пользуется непосредственной личной поддержкой самого г-на Путина, в попечительский совет входит один из ближайших соратников президента: глава государственной оборонно-промышленной компании 'Рособоронэкспорт' Сергей Чемезов. Другой влиятельный попечитель - миллиардер Виктор Вексельберг, занимающий, по данным русской версии журнала Forbes, 10 место в списке самых богатых людей страны. Именно холдинг Вексельберга 'Ренова' и 'Рособоронэкспорт' предоставили львиную долю финансирования для 'Кода Апокалипсиса', ставшего дебютом Фонда в художественном кинематографе и его крупнейшим на сегодняшний день проектом. (Фонд также выпустил несколько документальных фильмов).

Г-н Баженов не стал подробно останавливаться на дальнейших планах Фонда, однако, по его словам, следующий проект будет существенно отличаться от 'Кода Апокалипсиса', который позиционировался как российский 'ответ' Бондиане. Возможно, это будет исторический фильм, заметил он.

Продюсер подчеркнул: его главная задача - снимать патриотические фильмы, напоминающие скорее голливудские блокбастеры, чем советскую пропагандистскую продукцию. 'Зритель голосует рублем, - пояснил он. - Это самое важное, и мы это понимаем. Сегодня невозможно принудить людей идти в кино'.

'Код Апокалипсиса', выпущенный в прокат 4 октября после мощной рекламной кампании, две недели возглавлял российский бокс-офис, и, по данным интернет-сайта Film.ru, собрал в общей сложности чуть меньше 8 миллионов долларов. Эта цифра недотягивает до его пятнадцатимиллионного бюджета, однако г-н Баженов ожидает, что с учетом проката за рубежом, продаж DVD и прав на показ по телевидению фильм в конечном итоге окупится.

Критики буквально разгромили 'Код Апокалипсиса'. Московская версия журнала TimeOut присвоила ему одну звезду из пяти; в рецензии говорилось, что просмотр фильма - 'удовольствие сродни серфингу по телеканалам, где одновременно идут несмешные заказные новости, несмешной средний боевик начала 90-х и несмешное пародийное кино с 'Джеймсом Бондом в юбке''. А рецензент на сайте KinoKadr.ru вынес однозначный вердикт: 'Согласно новейшей примете, кино 'патриотическое' нынче синоним кино топорно-банального'.

Простые зрители были не столь придирчивы. 'Мне фильм понравился, особенно потому, что Россия в конце концов спасает мир', - заметил один из посетителей сайта KinoMania.ru.

'Код Апокалипсиса' - не единственный новый российский фильм с 'патриотическим уклоном'. Через месяц после его премьеры еще одна масштабная рекламная кампания возвестила о выходе "1612" - залихватской историко-приключенческой ленты, чьей кульминацией становится один из поворотных моментов в истории России: победа над польским войском, захватившим Москву в начале 17 века. Фильм вышел накануне Дня национального единства - официального праздника в честь этого события.

Хотя "1612" был снят без участия баженовского фонда, в роли его продюсера выступил человек с репутацией столь же горячего патриота - известный актер и режиссер Никита Михалков, имеющий, как сообщается, тесные связи с Кремлем. В октябре прошлого года он пропел настоящую 'оду' нынешнему президенту, - телевизионный документальный фильм "55", транслировавшийся в день рождения г-на Путина (ему исполнилось 55 лет) - а затем стал одним из тех, кто подписал открытое письмо, призывающее главу государства баллотироваться на третий срок. Согласно российской конституции, в этом году г-н Путин должен покинуть свой пост, однако многие считают, что он найдет какой-нибудь способ сохранить влияние. В декабре президент привел прокремлевскую партию 'Единая Россия' к победе на парламентских выборах, которые многие воспринимали как референдум в его поддержку.

Некоторые расценили "1612" как 'социальную рекламу' Дня национального единства, который был учрежден Кремлем всего два года назад, и еще не успел укорениться в сознании многих. 'Этот праздник следовало 'подкрепить', ведь люди не слишком понимают, почему они должны любить президента и государство, и зачем нужно отмечать эту дату', - заметил в интервью по телефону Антон Долин, кинокритик, работающий в еженедельнике 'Московские новости'.

Режиссер "1612" Владимир Хотиненко отрицает, что его фильм был кремлевским проектом. 'Ни о каких идеологических указаниях речи не шло', - заметил он в интервью по телефону. Режиссер добавил, что ему давно уже хотелось снять кино об этом периоде, и с радостью ухватился за предложение Михалкова.

Однако г-н Долин считает, что картины вроде "1612" и 'Кода Апокалипсиса' представляют собой элемент идеологической кампании, призванной укрепить поддержку г-на Путина в обществе - и это лишь 'первые ласточки'. 'Сейчас нас ждет целая волна такого кино, - утверждает он. - Людям нравится, что у них только один лидер, и никто другой не претендует на эту должность. Словом, все всем довольны, и это создает спрос на подобные фильмы'.

Так что, возможно, российские кинозрители увидят еще не одну сцену вроде завершающего эпизода 'Кода Апокалипсиса'. После поединка в пакистанской крепости израненная победительница Дарья сталкивается с группой американских солдат - они не в курсе происходящего, и, похоже, готовы ее застрелить. Но на помощь агенту приходят российские ВВС; под бодрую музыку вертолет, увозящий Дарью, скрывается за горизонтом.

Г-н Баженов признает: этот финал навеян аналогичными сценами из голливудских боевиков. 'Мы сыграли в ту же игру, - поясняет он, - и это сработало'.

Александр Осипович - журналист, работающий в Москве