"Ведьма": три мессы и одни похороны

И еще один "наш ответ Голливуду" - первый российский фильм ужасов (именно так картина позиционируется в прокате) "Ведьма". В основе лежит известная повесть Гоголя "Вий", которую подогнали под западные стандарты и узкие рамки жанра хоррор. Как и многие предыдущие "ответы Голливуду", встречали мы этот фильм по яркой одежке, а провожать, видимо, придется по недалекому уму. Дело в том, что авторы просто снимали не то, что нужно, вот и не получилось кошмара - они брали крупным планом Валерия Николаева, а нужно было снимать, как в то же самое время Николай Васильевич Гоголь от их киноэкспериментов в гробу переворачивается.

Действие фильма происходит в неидентифицируемой стране, где все герои разговаривают по-русски, называют друг друга английскими именами, а ведут себя вообще, как инопланетяне. Журналист Айвен, которого уже собираются уволить за то, что он спит в то время, когда все остальные ищут сенсации, получает новое редакционное задание - расследовать странные явления, происходящие в маленьком захолустном городке. После череды загадочных событий он попадает в этот город, правда под видом священника, а не журналиста. Местная полиция просит его отслужить поминальную мессу по умершей девушке, о которой ходят пугающие слухи. И только когда Айвена закрывают в церкви, а на часах бьет полночь, до парня начинает доходить, в какие же неприятности он ввязался.

Этот фильм даже ругать не хочется - настолько уязвим он перед любой, даже самой сдержанной критикой. В нем нет самого главного компонента каждого нормального фильма ужасов - собственно ужаса. Авторы уделили так много внимания декорациям, актерам, характерам, что на создание пугающей атмосферы, видимо, уже не осталось ни сил, ни времени, ни таланта.

По стилистике картина почему-то напоминает не западные образцы жанра (хотя их влияние в определенные моменты ощущается), а старый добрый советский сериал про Шерлока Холмса и доктора Ватсона с Василием Ливановым в главной роли. В особенности серию про собаку Баскервилей. Такие же странноватые добродушные персонажи и чисто русская стилизация под западную киношную ментальность, которую трудно выразить словами, но она все равно сквозит из каждого кадра. Вот только там был детектив, а здесь авторы заявляют ужастик. Так где же он?

Ведьма может летать, корчить рожи и выставлять напоказ свои когти сколько угодно - таких ужасов мы насмотрелись в детских сказках Александра Роу. Ничего страшного нет. Получилась обычная детская сказка, только с трупами. И никуда от этого не денешься, ведь если воспринимать "Ведьму" именно в этом ключе, то она выглядит очень неплохим фильмом - съемки красивые, даже слегка необычные, спецэффекты присутствуют, причем тоже недурные. Остается слегка перемонтировать и показывать ее в утреннем эфире для самых маленьких.

Ну а если действительно говорить о первом российском фильме ужасов, то под это определение больше подходит новый фильм Павла Руминова "Мертвые дочери". Вот там вас действительно напугают. А это так - детские страшилки.