Михаил Пореченков собрался покорить Голливуд

 Любимец публики, "агент национальной безопасности" Леха Николаев, то есть - отличный актер Михаил Пореченков, много работает и на сцене Художественного театра, и в кино. Скоро мы увидим его в роли князя Пожарского, спасителя Отечества в картине В. Хотиненко о Смутном времени России. Деятельная натура обаятельного артиста гонит его и в режиссуру: сам снимает фильм "День Д". Кто его знает, может, самонадеянная звезда Пореченкова, подобно звезде великого Арни Шварценеггера, когда-нибудь приведет его целой губернией управлять?

 - ТЫ МОГ бы остаться работать и жить в Петербурге, если бы все сложилось удачно?

 - Питер - хорошая площадка для того, чтобы отточить свои навыки, но, к сожалению, ритм жизни, количество денег и возможностей в Москве в десятки раз больше. А еще больше в Европе, в Америке. Есть теория движения народов на Запад, на Восток не движется никто! Когда мне предложили сыграть Мышлаевского в МХТ в спектакле "Белая гвардия" по Булгакову, я понял, что отказываться нельзя. Режиссер спектакля Женовач - не тиран, но умеет настоять на своем. Мы чувствовали себя соучастниками процесса, что очень важно для артистов. И в этом принципиальное отличие от питерской режиссерской школы. И вообще от Питера.

 - Сложно ли существовать амбициозному актеру в большом производственном конвейере современного Художественного театра?

 - Конвейер, конвейер... Между прочим, американцы собирают свои автомобили на конвейере, на таком же, как и мы. Но у них есть творческий подход к делу, а у нас его нету. Вот в чем разница. И на конвейере можно работать с душой. Как ни странно, творчество случается в самых сложных условиях. Да, это трудно - совмещать творчест-во с успешной коммерческой составляющей театра, но такое время наступило. Я считаю, что это правильно. У нас ведь когда-то не было государственных театров. Был один - императорский. А искусство театра было. Так и сегодня будет - реформа театральная пройдет, и останется антреприза.

 - То есть п онятие "театр-дом" утратило свое значение?

 - А что такое театр-дом, это что - посиделки на кухне? Мне это напоминает бардовскую песню. Соберемся у костра, поговорим о том о сем, поиграем. Говорят: Петр Фоменко. Но Фоменко - это история маленькой компании, которая объединена одним талантливым человеком. Они взялись за руки и держатся друг за друга. Вытащи их оттуда - неизвестно, будут ли они интересны. У меня сложилось иначе. Я хотел быть самостоятельной творческой единицей, бойцом. Моя жизнь так сложилась, что я все время менял место жительст-ва. С восьмого класса путешествую. Вначале жил с родителями в Польше, потом в Таллине, потом в Питере, теперь в Москве. Так что я к этому привык и ностальгии не испытываю. Думаю, что и в Москве я не долго задержусь.

 - Как интересно. А куда дальше?

 - На Запад. Все движется на Запад, и я тоже.

 - Помню, ты говорил о Голливуде, когда только в институт поступил.

 - Конечно, я не слезаю с темы. Надо же выполнять свою программу!

 - Говорят, актеру есть что сказать на сцене, только когда он страдает. А когда счастлив, нечего сказать. Тебе это близко?

 - Есть в этом доля правды, наверное. Я все время ощущаю себя немного глупым в состоянии счастья. Дебиловатым таким. Хотя, наверное, неправильно противопоставлять состояние страдания и счастья. И в состоянии счастья можно страдать. Я могу находиться в состоянии любви, быть счастливым и при этом - страдать! А в несчастье ничего сказать нель-зя, потому что это состояние безмолвное. И потом человек не может долго находиться в несчастье. Он же перерабатывает, переваривает в себе это состояние. И снова приходит счастье. Что такое счастье? Это гармоничное соотношение себя, мира и Бога. Когда эти три вещи совпадают и ты понимаешь, что наступило равноденствие, тогда говоришь: я - счастлив.

 - Ты, конечно, артист с бе-зусловным положительным обаянием. Почему в кино играешь только военных людей? Тебе бы в хорошей мелодраме снят ься.

 - Я уже снялся в мелодраме "Связь". И понял, что никому это не нужно. Все актеры когда-нибудь попадают в зависимость от собст-венного амплуа. И многие считают себя недопонятыми, думают, что должны играть другие роли. Я так не считаю. Думаю, что играю то, что должен играть. А мое "положительное обаяние" и на моих военных героях отражается. Просто у нас к военным людям отношение неправильное. Я считаю, что в "Девятой роте" у меня "пиковая роль", после которой начинаются повторения. А повторений делать не хочется, хочется двигаться вперед. А так как режиссеров нет...

 - То ты решил сам стать режиссером.

 - Ну, во-первых, я не могу смотреть блевотину с утра до вечера. А то, что снимают, это в основном блевотина.

 - Но ведь для того чтобы снимать кино, наверное, необходимо профессией режиссера овладеть.

 - А может быть, наоборот - не нужно ей овладевать? В этом бизнесе я практически все знаю.

 - Бизнес бизнесом, но есть еще искусство построения кадра, его образность, актерская компания и вообще всякая художественная профессиональная работа. Почему ты актерской профессии учился, а режиссерской учиться не считаешь нужным?

 - Как говорит Олег Павлович Табаков, это для девочек оставьте. Как только я стал сниматься в кино, сразу стал учиться. У меня были хорошие учителя. Я задавал им много вопросов по построению кадра и по другим профессиональным киношным вещам. Я знаю, что в кадре должна быть плотность движения и многое другое. Вообще я снимаю не кино, а клип для себя. Все начинали с клипов. Как это получится - не знаю, касса покажет.

 - Сценарий интересный?

 - Я делаю ремейк фильма "Коммандос", в котором играл Арнольд Шварценеггер. Сценарий написали братья Пресняковы. Думаю, что это будет экшн. Да, опять экшн. Кому нужно элитарное кино?

 - Твои самые сильные художественные впечатления в последнее время?

 - Никаких впечатлений. Все закончилось на кинофильмах " Танцующая в темноте" и "Необратимость". Никита Сергеевич Михалков снял хорошее кино "12". Работа актеров блестящая, выстроенность кадра, операторская работа, режиссерская, все блестяще сделано. Тоже, кстати, ремейк.

 - Кстати, спрошу о телевизионных делах - ты участвуешь в передаче с экстрасенсами, а как ты к ним относишься? Веришь им?

 - Я встречался с ними в жизни, и они меня чуть не убили. Веду передачу, но в жизни с ними не общаюсь вообще. Я чисто православный! Хожу в храм, причащаюсь, детей вожу в воскресную школу. Понял, что только так нужно жить. К черту всех этих экстрасенсов!