Русские артисты в Голливуде. Илья Баскин

Легко ли быть русским артистом на «фабрике грез»? Наш герой Илья Баскин эмигрировал из Советского Союза в далеком 1976 году. До этого он окончил отделение разговорных жанров циркового училища в Москве. В это же время на одном факультете с ним учились Геннадий Хазанов, Илья Олейников и Юрий Куклачев. Баскин был распределен в оркестр Утесова, а меньше чем через год попал в Московский театр миниатюр, где и проработал до эмиграции в Америку. В СССР Илья снимался мало, зрители могут его помнить по фильмам «Большая перемена», «Телеграмма» и «Три дня в Москве». О своем отъезде он сообщил следующее: «Уехал в основном из-за боязни упустить момент».

- Сыграло роль мое происхождение. Я ведь рижанин. Когда из России люди только начинали поговаривать об эмиграции, когда приоткрылась эта дверка, в Прибалтике уже во всю люди ехали. И если в России нас всех запугивали, как там страшно... Я помню, смотрел передачу Валентина Зорина "Филадельфия вчера и сегодня", и показывали, как просто люди толпами от голода валятся направо и налево. В это время в Прибалтике уже у многих были родственники и в Америке, и в Израиле, и в Канаде, и уже писали письма, и люди знали, что никто там не умирает, штабелями не ложится от голода в могилы, все живут прекрасно. Присылали фотографии с огромными автомобилями. То есть у меня не было к тому времени боязни того, что за границей, может быть, что-то ужасное меня ждет. Была боязнь потерять профессию. Я был почти уверен, что я долгое время не смогу этим заниматься, если вообще смогу когда-нибудь. Но, с другой стороны, была авантюра. Тогда из России кроме как в эмиграцию уехать нельзя было никуда, и я думал: прощу ли я себе, если я не воспользуюсь этой ситуацией и не уеду, не посмотрю мир, не поживу, как все люди на этом земном шарике живут. Я же не знал, прикроют они завтра это небольшое отверстие в занавесе железном, которое тогда возникло. И скорее всего, любовь к авантюре меня и побудила уехать. Хотя мне нравилась моя профессия, я был счастлив, что я этим занималась, но почему-то еще была доля оптимизма: черт его знает, все говорят, что у меня рожа смешная, а вдруг она и там смешная будет... Я приехал, и я сразу хотел ехать в Лос-Анджелес, потому что я знал, что без языка в театре я работать не смогу, а в кино, не зная, как здесь снимают кино, думал, что смогу. На самом деле без языка и в кино здесь работать нельзя.

Без языка, с отличным настроением

Приехав в Калифорнию в 26 лет, не зная английского языка, Баскин сразу устроился на работу в ресторан. Ностальгией по СССР он не страдал, трудностей особых в Америке не испытывал, и, конечно же, рассчитывал продолжить свою актерскую карьеру уже в Голливуде.

«Даже когда убирал посуду в ресторане, у меня было потрясающее настроение. Я знал, что это не будет профессией до конца моей жизни, я знакомился с новыми людьми, в основном с девочками, и девочки, несмотря на то, что я не был супермиллионером и убирал посуду в ресторане, со мной тоже разделяли свой досуг. В общем, грустных мыслей... Нет, были, конечно, неудачи, были свои огорчения, но такой резкой ностальгии у меня никогда не было, слава богу. Даже сейчас, когда я стал туда приезжать, я приезжаю в Россию с большим удовольствием, у меня много друзей, но я приезжаю туда как в чужое государство. Потому что если вы посчитаете количество лет, прожитых здесь и так, то здесь я прожил всю жизнь. Первое, я помню, что меня испугало, это свобода. Делай, что хочешь, и тебе никто не говорит, куда пойти, какое комсомольское поручение ты должен выполнить, куда тебе устроиться на работу. Хочешь - устраивайся, хочешь - нет, хочешь - живи на улице, хочешь - в квартире, все зависит от тебя. И когда у тебя возникает вдруг такая свобода, и ты понимаешь, а куда же... Ведь всю жизнь говорили: "Пойди туда, пойди туда..." - и как легко жилось. Ну, там была не шикарная квартира, а комната в коммуналке, но сказали: "Вот тебе, живи здесь" - и я жил. А здесь вдруг хочешь - живи в маленькой квартире, хочешь - живи в замке, заработай и живи в замке, все зависит от тебя. И вот это была первая неловкость, с которой я столкнулся, когда нужно было самому делать выбор постоянно».

Шейх на лошади, The Words Greatest Lover

Молодому Баскину неожиданно повезло. Свою  первую роль в Голливуде он получил спустя всего лишь полгода после приезда в Лос-Анджелес. Он снялся в крохотной эпизодической роли в фильме знаменитого комика Джина Уайлдера, проект назывался The Words Greatest Lover («Самый великий любовник мира»).

«Так как языка у меня практически не было, мне дали маленькую роль, один день работы. Но это было в костюме шейха, на лошади, на киностудии "XX век Фокс". И я еще пришел на студию, у меня своя комнатка на колесиках, с кроваткой, с холодильничком, тогда еще микроволновок не было, и чувствовал себя на седьмом небе. И вот эта первая моя работа была в 1977 году, а приехал я в 1976, она дала мне право вступления в профсоюз, что, в общем-то, довольно важно в нашей профессии здесь. Потому что как бы замкнутый круг. Когда ты хочешь приобрести себе агента, агент говорит: "А ты в профсоюзе?", ты говоришь "нет", и тогда он говорит: "Извините". А когда ты уже в профсоюзе, то гораздо проще потом уже потихонечку наращивать все свои необходимые элементы. Джин Уайлдер нашел меня через общего знакомого, есть такой продюсер Пол Маслански(Paul Maslansky), он прославился своими фильмами, которые называются «Полицейская академия». Еще был известен тем, что он был как бы специалистом по России, он снимал «Красную палатку», он был одним из продюсеров «Синей птицы» с Джорджом  Кьюкором, потом он снимал «Русский дом». И люди, которые его знали, дали мне его координаты здесь, в Лос-Анджелесе. Когда я приехал, я ему позвонил, он как раз работал на «20-й век Фокс», и он меня познакомил с Джином Уайлдером, который в это время набирал актеров на новую картину. Вот так у меня состоялась первая встреча с кино».

Разноплановые работы, газета "Панорама"

Затем последовали и другие роли, преимущественно эпизодические. Прокормиться в те годы на одних нерегулярных съемках было невозможно, Баскину пришлось осваивать и другие профессии. Работая в ресторане, он параллельно учился на страхового агента. И преуспел в этом бизнесе.

«Одно из самых нелюбимых дел в моей жизни - это продавать что-то. Здесь же я не мог найти себя, у меня не было никакой другой профессии, кроме актерской. Единственная работа, которую легко найти, это работа что-то продавать, потому что тебе не платят зарплату, тебе платят комиссионные, сколько ты продал, столько и получил денег. Вот я устроился в эту страховую компанию, работал там год, ненавидел каждый день. Ненавидел, но, как ни странно, когда кушать хочется, учишься делать и это. И начал как-то продавать. И когда я уже начал зарабатывать, я понял, что оттуда надо бежать, потому что это засасывает тебя. У актеров чем ты больше снялся, тем ты больше получаешь авторских, то есть за годы, в общем, ты уже начинаешь получать солидные какие-то деньги, даже не работая. То же самое и у страховых агентов: вот те люди, которые у тебя купили полис страховой, пока они его выплачивают, тебе какой-то маленький процент перепадает. С годами страховые агенты очень неплохо живут, потому что у них уже много клиентов, и они могут не выходить на работу, и все равно у них на хлеб с маслом есть. А потом была очень интересная творческая авантюра, она была связана с русским языком. Мой друг тогда (сейчас мы больше не друзья) Александр Половец хотел издавать газету на русском языке. И он предложил мне это делать вместе, и мы создали первую в Лос-Анджелесе русскоязычную еженедельную газету, которая жива до сих пор, которая называется "Панорама". Я занимался "Панорамой" примерно семнадцать лет, параллельно снимаясь, и должен сказать, что это мне помогало и выжить, и финансово, потому что на актерские заработки, особенно поначалу, очень трудно прожить», - говорит Илья Баскин.

Судьба издателя и страхового агента Ильи Баскина кардинально изменилась после того, как он 1984 году снялся в большой роли в знаменитом фильме Пола Мазурского «Москва на Гудзоне», где его партнерам стали известные артисты Робин Уильямс и Савелий Крамаров. С тех пор актерский заработок для Баскина стал основным источником существования. За его плечами несколько десятков популярных фильмов и сериалов. Герои Баскина - преимущественно, русские, иностранцы, но при этом люди самых разных характеров и профессий. О том, как Илья встречался на съемочной площадке с Харисоном Фордом, Шоном Коннери и другими звездами Голливуда, мы расскажем в следующем материале.