Бесчинства над гробом

Режиссер Фрэнк Оз сделал массу комедий в Голливуде. В основном с комикующим Стивом Мартином. Забылось, что Оз британец и представитель английской школы юмора. И когда его "Смерть на похоронах" (Death at a Funeral) получила приз зрительских симпатий на фестивале в Локарно, это показалось чудным. Чем способен удивить Оз? Однако удивил.

Шуток и гэгов на такую невеселую тему, как гробы и похороны, в кино достаточно. Но целый фильм об этом навскидку не припомнишь. У Оза несуразица возникает в первом же эпизоде. В солидный английский дом привозят гроб, открывают - и выясняется, что по ошибке привезли не того покойника. Надо возвращаться и везти своего. Дальше дело пойдет-поедет. Вместо британской чинности нам предстоит увидеть сплошные бесчинства.

Фильм можно упрекнуть в использовании ожидаемых (несмотря на неожиданную тему) сценарных схем. Понятно, что родственнички собираются на похороны главы дома только по обязанности и скандалят, едва отойдя от гроба, как поделить расходы на погребение. Но две смешные придумки делают фильм и по-английски абсурдным, и лихо некорректным.

Первая: племянница покойного дает таблетку валиума своему бойфренду, чтобы успокоить перед встречей с ее злобным отцом, не зная, что родной братец спрятал в пузырек мощные галлюциногены. В самый торжественный момент бойфренду привидится, будто гроб шевелится, - незадолго до финала тот и впрямь зашевелится, и еще как. У играющего "наркомана поневоле" актера Алана Тьюдика самая выигрышная роль в фильме. Погодите, он потом будет голышом по крышам лазить!

Вторая придумка: на церемонию придет загадочный карлик. Отзовет в сторонку одного из сыновей покойного и начнет показывать фото, убеждающие, что был с его отцом тесно дружен. Момент, когда сын покойного осознает, какую именно дружбу карлик имеет в виду и за молчание о каких тайнах желает тысячи в твердой британской валюте, один из самых смешных. Не выдавая дальнейшее, скажу только, что лежать карлику в гробу с покойником.

Все это делает фильм Оза этаким соединением британского "Монти Пайтона" с американскими непристойными братьями Фаррелли. Еще: "Смерть на похоронах" кажется комической версией знаменитого фильма датской "Догмы" - "Торжества" Томаса Винтерберга.

Финальное гуманистическое морализаторство поначалу портит впечатление, но затем начинает казаться уместным. Ведь, в конце концов, смысл в том, что только несуразицы, возникшие во время похорон, и скандальные тайны покойного заставили родных отнестись к его смерти неформально. И искренне пожалеть, что человека не стало.