Ава Гарднер

Ава Гарднер биография

Зеленоглазая брюнетка со стройной фигурой, гордо посаженной на изящных плечах головой, точеным профилем и безупречным овалом лица, Ава Гарднер осталась в памяти зрителя актрисой и женщиной, которую хочется назвать именем сыгранного ею аллегорического персонажа в фильме Джорджа Кьюкора по пьесе Метерлинка «Синяя птица» (1976) — Роскошь.

Магическая красота и притягательный шарм Авы Гарднер помогли ей оставаться в течение более трех десятилетий символом Голливуда. Она была как бы эталоном звезды, сумевшей стать максимально доступной и одновременно недосягаемой для публики. Но это было потом. А первые пять лет работы в кино не имеющая профессионального образования, начинающая двадцатилетняя актриса постигала ремесло на практике, заключив контракт с кинокомпанией «МГМ», снимаясь в небольших ролях по большей части без упоминания в титрах.

Она играла девушку в машине в картине «В этот раз и навсегда» (1942) Чарлза Райснера, девушку на танцевальной площадке в фильме «Мы танцевали» (1942) Уилла Гоулдбека, официантку, гардеробщицу и другие подобные незначительные роли. Первая заметная работа Гарднер — Джин Браун в ленте того же Гоулдбека «Трое мужчин в белом» (1944).

Создавая образы своих пока что незатейливых героинь, молодая актриса великолепно ощутила воздух, которым дышал Голливуд 40-х гг. Впечатления этих лет помогли впоследствии Гарднер весело и пародийно сыграть роль голливудской звезды Марии Варгас в фильме «Босоногая графиня» (1954) Дж. Манкевича. Далекая по темпераменту от прямолинейных «голубых героинь», актриса искала и нашла свой образ — чувственной, сексуально привлекательной, фатальной красавицы, женщины с несчастной или приносящей несчастье судьбой. Первая роль такого плана была Китти Коллинз в фильме «Убийцы» (1946) Роберта Сьед-мака по мотивам одноименного рассказа Э. Хе-мингуэя. Красивая и порочная, связанная с преступным миром, она завлекает в свои сети героя, сбивает с истинного пути, а затем предательски бросает, доведя его до последней грани отчаяния и нежелания жить.

После успеха «Убийц» Ава Гарднер сыграла еще в двух лентах по произведениям Хемингуэя. В 1952 г. ее пригласил Генри Кинг на роль Синтии в картине «Снега Килиманджаро» . Голливудский режиссер решил мак- симально приблизить знаменитый рассказ к развлекательному уровню чисто кассового фильма. Он лишил картину всей эмоциональной и драматической сложности первоисточника. Синтии — Гарднер он отвел лишь место красавицы жены, печалящейся по поводу здоровья пострадавшего на охоте в Африке мужа. Поэтому нельзя винить актрису в том, что в ее дуэте с Грегори Пеком, исполнявшим роль Гарри Стрита, нет хе-мингуэевского психологического нерва, горького привкуса их подспудной, молчаливой борьбы, доходящей порой до взаимной ненависти, обусловленной тем, что Гарри был бедным писателем, а Синтия — богачкой, и этот брак, в который вкрались деньги, подрезал крылья его таланту. Неузнаваемо исказив «Снега Килиманджаро», Кинг снова взялся за Хемингуэя, поставив фильм «И восходит солнце» (1957) с Авой Гарднер в роли Бретт Эшли. В центре картины оказалась не трагедия «потерянного поколения», как в романе, но ставшая единственной тема несостоявшейся любви Джейка и Бретт, обращенная режиссером в чуждую подлиннику религиозную сторону.

Несмотря на то что эти фильмы были далеки от первоисточников, по которым сняты, они пользовались успехом у широкого зрителя и создали Гарднер имидж серьезной актрисы. Новая большая роль герцогини Альбы в истори-ко-биографическом фильме о художнике Гойе «Обнаженная маха» Генри Костера (1958) дала возможность Аве предстать на экране во всем блеске своих драматических возможностей и красоты. В ярком, постановочном, костюмном произведении Гарднер создала образ умной, сильной и несколько загадочной женщины с трагической судьбой. Альба — Гарднер свободолюбива и бесстрашна. Она подчиняет своему влиянию всех — даже испанского короля. Полюбив Гойю, она находит в себе силы отказаться от собственного счастья ради того, чтобы художник мог спокойно создавать свои шедевры, не страшась инквизиции.